Дата-центры – ключевой элемент цифровой инфраструктуры как отдельных предприятий и организаций, так и страны в целом. Это крупные объекты, которым законодательно дается следующее определение:
ЦОД (центр обработки данных) – это сооружение связи с комплексом систем инженерно-технического обеспечения, спроектированного и используемого для размещения оборудования, обеспечивающего обработку и хранения данных и соответствующее утвержденной классификации.
Критериями для классификации ЦОД могут служить структура собственности (государство или бизнес), конечные потребители (корпоративный/единственный заказчик или коммерческий), уровень надежности (обычно по шкале от 1 до 4 в зависимости от времени допустимого простоя), энергомощность и емкость машзалов (от гиперскейлеров до модульного ЦОД), комплекс услуг (нейтральность или принцип одного окна с услугами связи и ИТ-сервисами).
Инженерные системы ЦОД
Постоянно растущие требования к надежности современного ЦОДа влекут за собой инновации и постоянную модернизацию технологических инженерных систем.
К основным категориям инженерных систем ЦОД относят:
- Электроснабжение: система обеспечивает постоянный ток для всего оборудования ЦОД и предотвращает потери в случае энергосбоев; включает гарантированное, негарантированное и резервное питание.
- Охлаждение: система отвечает за безопасную работу оборудования в условиях высоких нагрузок и защищает от перегрева; включает схемы активного охлаждения, а также пассивные меры, объединяет задачи по вентиляции и кондиционированию, отоплению и водоснабжению.
- Безопасность: комплекс мер и технологий, применяемых для защиты ЦОД от внутренних и внешних угроз; включает в себя средства физической защиты и контроля доступа, видеонаблюдение, сигнализацию, пожарную безопасность, виртуальную защиту ресурсов.
- Связность: технологии и коммуникационные сети, обеспечивающие доступ и передачу данных; в рамках контура проектируются кабельные вводы и размещаются узлы связи, ведутся настройка и маршрутизация потоков, прокладываются лотки и СКС, т.д.
- Мониторинг и управление: цель системы — предотвращение возможных проблем и обеспечение максимальной доступности и надежности ЦОД.
«У IXcellerate – сверхответственная миссия: обеспечить клиентам надежную инженерную инфраструктуру, чтобы они были на 100% спокойны за свои данные и смогли сосредоточить усилия на решении ключевых бизнес-задач.».
Сергей Вышемирский, технический директор IXcellerate.
Схемы резервирования инженерных систем ЦОД
Схемы резервирования инженерных систем напрямую зависят от уровня надежности ЦОД и выбранного показателя доступности услуг для клиентов (SLA).
Использование классификации Tier подразумевает, что все инженерные системы и компоненты ЦОД, вплоть до запаса топлива для дизель-генератора, воспринимаются как единое целое. Наличие хотя бы одного нерезервированного компонента инфраструктуры приводит к снижению уровня отказоустойчивости и увеличению возможных часов простоя ЦОД. Количество таких компонентов, а также статистика по плановым и внеплановым отказам дата-центров в год влияют на допустимое время простоя.
Уровень отказоустойчивости* | Время простоя ЦОД в год | Схема резервирования | |
Tier I | 99,671 % | 28,8 часа |
Схема резервирования отсутствует (N). Ни одна из систем не резервируется и простой каждой единицы оборудования означает простой всего ЦОД. |
Tier II | 99,749 % | 22,0 часа |
Схема резервирования N+1. К N единицам добавляется 1 резервная, что уменьшает риски выхода из строя ЦОД. |
Tier III | 99,982 % | 1,6 часа | Схема резервирования N+1 с возможностью параллельного проведения профилактических работ. |
Tier IV | 99,995 % | 0,4 часа | Схема резервирования 2 (N+1). Каждый элемент системы N+1 дублируется аналогичным. |
Сертификация
Сертификатов в индустрии ЦОД используется большое количество и перечислять все – вопрос развернутого профессионального обзора. Стоит отметить, что профессиональные сертификаты, прежде всего, нужны владельцу ЦОД, а не клиенту. Их используют при формировании SLA для подтверждения того, что объект этот уровень может выполнить.
Основные сертификаты выдаются в следующих категориях:
1) по уровню надежности и устойчивости в критических ситуациях проекта (Design);
2) по фактической реализации здания и инфраструктуры ЦОД (Constructed Facility);
3) по подготовленности команды управления и эксплуатации ЦОД (Operational Sustainability).
В большинстве методик используется четырехуровневая система градации объектов по структуре критичных систем и уровню надёжности, например, от Tier I до Tier IV, от Level 1 до Level 4 или от Class 1 до Class 4. Сертифицирующим органом выступают международные консалтинговые компании, например, Uptime Institute
Одним из ключевых показателей безопасности дата-центра является наличие у него сертификата соответствия требованиям международного стандарта безопасности платежных данных PCI DSS (Payment Card Industry Data Security Standard).
Этот сертификат содержит технические и организационные требования, необходимые для безопасной обработки данных о держателях платежных карт. Он гарантирует, что клиенты ЦОД могут обрабатывать эти данные в соответствии с международных стандартом без угрозы их утечки и нарушения законодательных норм.
Выбирая ЦОД, необходимо исходить из нескольких параметров, к числу которых можно относить и наличие сертификата. Но обязательно при этом проводить собственную оценку инфраструктурных и эксплуатационных параметров, определяющих надежность площадки и сервиса. Каждый клиент на личном опыте принимает решение и вырабатывает критерии, которые должны определять подходящий и «правильный» конкретно для него объект.
IXcellerate проходит регулярную сертификацию на соответствие международным стандартам и отраслевым требованиям, дорожит своей репутацией и заботится о качестве своих услуг и безопасности каждого из клиентов.
Услуги, которые предоставляет дата-центр
Сегодняшние организации стремительно меняются, они растут в размерах, и в результате корректируются приоритеты в их стратегии. Поскольку рост неизбежен, стоимость локального хранения данных соответственно возрастает. Именно поэтому многие организации инвестируют в аутсорсинг, выбирая услугу Colocation — сервис по размещению своего оборудования в ЦОД.
Colocation — это предоставление места в машинном зале дата-центра (аренда стойко-места), в который по запросу клиента часто включаются предоставление серверных шкафов, организация дополнительного периметра безопасности (индивидуальная клетка или зал с контролируемым доступом к оборудованию), подключение к услугам связи и платформам по обмену трафиком.
Поставщик услуг Colocation проводит инсталляцию оборудования, гарантируя охлаждение, энергопитание, связность, физическую безопасность и обеспечивает бесперебойную работу и мониторинг всех систем. Кроме того, многие операторы дата-центров предлагают сервисы Remote Hands в качестве дополнительной техподдержки клиентов.
Ряд операторов ЦОД также предлагает услуги связи и аренду каналов широкополосного доступа, доступ к облачным ресурсам и интеграционные возможности/консалтинг.
Преимущества дата-центров
Использование центров обработки данных (ЦОД) и сервисов colocation дает компаниям больший контроль и гибкость. Параметры размещения формируются индивидуально в зависимости от потребностей и бюджета заказчиков.
Это исключает капитальные затраты на строительство и содержание собственного объекта, позволяя сосредоточиться на росте бизнеса и извлечь выгоду из экономии за счет масштаба. Заказчики получают удобство, гарантии надежности и высокую доступность, бесперебойность, поддержку 24×7 с оптимальным уровнем физической и цифровой безопасности.
Аутсорсинг и размещение сетевой ИТ-инфраструктуры в ЦОД позволяет быстро и гибко реагировать на изменения в бизнес-процессах, адаптируясь к условиям на рынке. За более чем десятилетнюю историю работы дата-центров IXcellerate наши заказчики отмечают следующие преимущества:
- Гибкость и масштабируемость. Подключение от 1 до 1000+ стоек. Возможность быстрого увеличения ИТ-оборудования клиента в зависимости от потребностей бизнеса и предпочтений по локации. Для клиентов IXcellerate доступны несколько площадок для размещения серверного оборудования: ЦОДы на севере и юге Москвы.
- Территориальная разнесенность кампусов. Проектирование связанной, но в то же время автономной инженерной инфраструктуры каждого из кампусов позволяет создать распределенную и удобно масштабируемую IT-инфраструктуру. Также географическая разнесенность ЦОД позволяет использовать нашу сеть дата-центров в качестве основного или резервного хранилища информации.
- Гарантированное и бесперебойное энергоснабжение с высоким уровнем резервирования. За все время существования нашей компании (с 2013 года) не было ни секунды простоя: альтернативные источники питания позволяют дата-центру полноценно функционировать даже при перебоях подачи электроэнергии в городе.
- Высокий уровень связанности. Наличие более 50 операторов связи, обеспечивающих высокоустойчивую связь и соединение между кампусами.
- Контроль микроклимата в машинных залах. Мы поддерживаем оптимальную температуру и влажность в помещениях ЦОД, чтобы оборудование работало исправно и бесперебойно.
- Автоматическое пожаротушение. Комплексная система противопожарной защиты со сверхраннем обнаружением опасности возгорания.
- Удаленный круглосуточный доступ 24/7/365 (услуга remote hands – «удаленные руки»). Достаточно оставить заявку любым удобным способом: специалисты компании выполнят все необходимое, если у клиента нет возможности приехать в офис.
- Круглосуточные охрана и видеонаблюдение. Безопасность клиентского ИТ-оборудования обеспечивается за счет индивидуальных ограждений, выделенных зон и шлюзов. Многоуровневый контроль доступа – гарант неприкосновенности оборудования и данных клиента.
- Техническая поддержка. Обработка запросов клиентов и консультации на русском и английском языках (время ответа на обращение не более 15 минут). Удобный сервис для заявок – Клиентский портал (доступ посредством -e-mail, мобильного приложения, телефона) сохраняет историю обращений и позволяет быстро получить помощь специалиста.
* Изначально классификация по уровням Tier оговаривала допустимое суммарное время простоя дата-центра в год и уровень отказоустойчивости в процентах. В 2008 году Uptime Institute отказался от этих параметров, поскольку данные величины являются лишь математическим ожиданием – теоретическим расчетным показателем).