Когда речь заходит про центры обработки данных, основными темами обсуждения становятся надежность инженерных систем, способы повысить эффективность энергопотребления или обеспечение физической безопасности. И на удивление мало внимания уделяется коннективности площадок ЦОД.
По некоторым оценкам количество интернет-пользователей в мире ежедневно растет на 268 тысяч (примерно население всей Костромы), а вместе с ними растет количество производимых и потребляемых цифровых данных. Только в текущем, 2023 году, в мире было создано 120 зеттабайт информации, а к концу 2025 году эта цифра будет составлять уже 190 зеттабайт.
Общее число пользователей сетью будет стремиться к 5.5 млрд. Вместе с этим растет количество сетевых соединений, количество подключаемых новых устройств и высоконагруженных сервисов, не только из-за прироста населения, но и развития отрасли Интернета вещей (IoT).
Уровень проникновения мобильных телефонов в России намного выше, чем в мире – 156,9% против глобальных 105% (227 миллионов активных сим-карт при населении в 145 млн человек). На одного российского интернет-пользователя приходится на порядок больше интернет-сервисов, что говорит об активной цифровизации экономики. Согласно данным, ВЦИОМ, 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом треть из них проводит в Интернет более четырех часов в день.
«Связность, скорость обмена трафиком и время отклика сети становятся для бизнеса главными конкурентными преимуществами. Это факторы напрямую влияют на развитие отрасли ЦОД».
Богдан Колодий, советник управляющего директора по техническим вопросам IXcellerate.
Выбирая тот или иной дата-центр, клиенты в числе ключевых параметров указывают связность – уровень и качество доступности размещаемого оборудования через сети телекоммуникационных операторов. И чем крупнее и разнообразнее экосистема в дата-центре, тем потенциально эффективнее будут передача данных конечным пользователям. Но как дата-центру обеспечить максимально высокий уровень коннективности для своих клиентов?
- В первую очередь, ЦОД должен быть нейтральным, то есть, не связанным эксклюзивными отношениями с каким-либо поставщиком услуг связи. Несколько лет назад нейтральные дата-центры можно было пересчитать по пальцам, но с каждым годом их количество растет. «Моногамность» не идет ЦОД на пользу — чем больше у дата-центров партнеров в его экосистеме: операторов связи, провайдеров облачных услуг, CDN-ов и пиринговых платформ, — тем больше сетевых возможностей он может предоставить своим клиентам. Нейтральность дата-центра позволяет его клиентам самостоятельно выбирать партнеров для создания цифровых проектов и гибридных ИТ-инфраструктур. Это в свою очередь открывает компаниям из любой сферы: финтеха, гейминга, онлайн дистрибуции и т.д., — неограниченные возможности для цифрового роста, которые ведут к здоровому переходу к цифровой экономике.
- Во-вторых, чтобы обеспечить связность с любом участником сетевого обмена, дата-центр должен функционировать как полноценный инфраструктурный хаб. Архитектура такого хаба предполагает наличие множества сетевых элементов, необходимых для быстрой транспортировки информационных потоков. Это и специальные машинные залы (точки сопряжения телекоммуникационных компаний и организация пиринговых стыков), и прямые подключения к платформам обмена трафика, и кросс-коннекты для подключения оборудования как по меди, так и по ВОЛС, а также независимые маршруты кабельных вводов и подключение к кабельной инфраструктуре города.
- В-третьих, не следует забывать о внутренней коннективности распределенных кампусов ЦОД. На смену одиночным объектам все чаще приходят кампусы, объединяющие сразу несколько территориально разнесенных дата-центров под управлением одного провайдера. Показателем высокой коннективности здесь является наличие стабильных и надежных линий оптоволоконной связи между всеми кампусами и объектами внутри них. При этом сервис-провайдеры, доступные на одной из площадок, становятся доступными для клиентов на всех других площадках.
Таким образом, рост числа пользователей и объемов трафика ведет к конкуренции бизнеса за скорость доставки данных конечным потребителям. Ключевую роль в решении этих задач играют высокосвязные кампусные структуры дата-центров и экосистемы сервисов, которые возникают вокруг них.
«Нейтральность оператора ЦОД положительно влияет на количество сервис-провайдеров, число пользователей и разнообразие сервисов, что повышает итоговую ценность всей экосистемы».
Олег Огиенко, руководитель направления пиринга Eurasia Peering IX
Из хранителей информации дата-центры превращаются в маркетплейсы интернет-услуг, платформы для развития цифровых продуктов клиентов. Возникает синергия, которая обеспечивает высокую степень масштабируемости и резервируемости инфраструктуры, непрерывность бизнес-процессов и возможность реализации проектов любой сложности. Появляются новые услуги, повышается удовлетворенность конечных пользователей, растет объем данных. Цикл начинается сначала. Такой себе цифровой уроборос.